Наследственное планирование бизнеса

Интерес к инструментам наследственного планирования бизнеса существенно вырос за последние несколько лет. С одной стороны, это связано с преклонным возрастом предпринимателей, с другой стороны, начиная с 2020 года мы постоянно слышим о громких судебных делах, когда после смерти собственника бизнеса разворачиваются настоящие войны между наследниками (Дмитрий Босов, Андрей Трубников, Борис Александров и т.д.).


Однако, еще далеко не все предприниматели задумываются о плане преемственности своего бизнеса. Предлагаю рассмотреть очевидные риски, которые могут возникнуть при наследовании бизнеса:

1. Отсутствие надлежащего управления компанией в период вступления в наследство наследниками. Как мы знаем, срок принятия наследства составляет полгода, и это в лучшем случае. Если же имеются споры между наследниками, срок может затянуться на неопределенное время в связи с судебными разбирательствами. Соответственно, если не принять необходимые меры, то бизнес фактически останется «бесхозным» на этот период времени, особенно если речь идет об одном владельце. Цель каждого собственника — заранее подготовить бесперебойность работы бизнеса и качественное управление в этот сложный период для будущих наследников.

2. Дробление бизнеса между наследниками, владение и управление некомпетентными наследниками. В соответствии с гражданским законодательством, к наследованию призываются наследники соответствующей очереди. Первая очередь — это супруги, дети и родители, нетрудоспособные иждивенцы. Доли наследников по закону признаются равными.

Кроме того, есть такая категория наследников, которые имеют обязательную долю в наследстве независимо от воли умершего (завещания) и имеют право на половину от той доли, которая бы причиталась им при наследовании по закону. Данное положение регулируется статьей 1149 ГК РФ.

К этой категории относятся: несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы. Иждивенцами признаются нетрудоспособные лица из числа наследников (любой очереди), которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. А также нетрудоспособные лица, которые не являются наследниками, но не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали с ним совместно (ст. 148 ГК РФ). Как показывает судебная практика, именно наследники этой категории наиболее часто обращаются в суд за защитой своих прав на вступление в наследство.

3. Возможный конфликт с партнерами в бизнесе. Партнеры, которые не могут и не хотят работать с наследниками. Данный конфликт обуславливается тем, что зачастую между партнерами бизнеса уже давно слаженные доверительные отношения, часто вытекающие просто из «джентльменских соглашений», где главное — это личность человека. Зачастую старые участники не хотят передавать управленческие функции «новоиспеченным» партнерам и не всегда готовы их воспринимать как полноправных участников компании.

Перечислять проблемы, с которыми могут столкнуться наследники, можно долго. Как показывает практика, зачастую по итогам судебных разбирательств от бизнеса мало что остается, либо стоимость активов существенно снижается.


Предлагаю проанализировать различные инструменты наследования, которые предоставляет нам российское законодательство:

  1. Завещание.
    Завещание дает возможность отойти от равенства долей наследников и, предположим, передать долю в компании одному из наследников с целью исключить дробление доли между всеми наследниками. Однако такой способ может быть неэффективным в случае наличия наследников, чья доля является обязательной (см. выше).

  2. Наследственный договор.
    Такой способ подразумевает прозрачность в наследовании, поскольку договор заключается непосредственно с наследником, готовым вступить в бизнес. В договоре можно предусмотреть условия, при которых к наследнику перейдут доли в компании. Наследственный договор можно заключить и с деловым партнером, передав ему свою долю, обязав перечислять часть прибыли компании семье умершего. Но тут возникает риск злоупотребления своим правом (не распределение прибыли, вывод активов и т.д.). Данный механизм должен применяться в комплексе.

  3. Завещательный отказ и возложение.
    Еще один инструмент, дающий возможность передать бизнес одному из наследников, при этом возложив на него определенные обязанности: передать корпоративные права деловому партнеру, заключив соответствующее соглашение; обязать наследника сдавать в аренду имущество своему партнеру на предусмотренных заранее условиях; обязать содержать членов семьи умершего и т.д. Однако такой механизм имеет ряд нюансов. Завещательный отказ должен быть возложен в отношении конкретного лица (отказополучателя – выгодоприобретателя), при этом завещательный отказ не передается по наследству в случае смерти отказополучателя. Право на получение завещательного отказа составляет три года, то есть отказополучатель должен обратиться за исполнением в течение трехлетнего срока после смерти наследодателя.

  4. Корпоративное урегулирование.
    Для наследственного планирования бизнеса также используется механизм корпоративного регулирования в компании, однако условия напрямую зависят от тех целей, которые ставит перед собой собственник/сособственник бизнеса. Глобально их можно разделить на три: не допустить дробление бизнеса и некомпетентных наследников к управлению, при этом гарантировать получение ими дохода; наоборот, обеспечить возможность наследников участвовать в бизнес-процессах и минимизировать риски того, чтобы пережившие партнеры «съели» наследника; симбиоз корпоративного положения наследников в компании. Наиболее распространённые шаги:

    • Внесение соответствующих изменений в Устав компании.

    • Подписание корпоративного договора между участниками и, предположим, будущими наследниками (квазикорпоративный договор).

    • Если цель – продажа доли другому участнику – опционное соглашение.

  5. Наследственный фонд.
    Главное назначение наследственного фонда — сохранить бизнес и обеспечить его работу даже после смерти владельца. Это некоммерческая организация, которая учреждается нотариусом после смерти гражданина. Нотариус действует по распоряжению владельца бизнеса, который при жизни передает ему устав наследственного фонда, условия управления и другие необходимые документы. Однако данный инструмент имеет ряд «минусов», которые ставят под сомнение в целом необходимость создания данной структуры. Дело в том, что наследственный фонд фактически является наследником по завещанию, и все риски наследственного законодательного регулирования применяются к нему в полном объеме (см. ниже). Кроме того, наследственный фонд создается после смерти, что исключает возможность учредителю подкорректировать его работу в процессе жизнедеятельности фонда.

  6. Есть еще один новый инструмент наследственного планирования — Личный фонд. Личный фонд создается учредителем, который передает в фонд свои активы, выстраивает структуру управления и назначает выгодоприобретателей. Его уникальность в том, что он создается при жизни учредителя, что позволяет на практике проверить работу всех бизнес-процессов. И главное — в отношении имущества, переданного в личный фонд, не распространяется наследственное право.


Какие основные задачи решает Личный фонд?

  • беспрерывное управление бизнесом, отсутствие шестимесячного срока для принятия наследства;

  • исключение дробления бизнеса между наследниками. Личный фонд является лучшей конструкцией по «наследованию» неделимых активов — как комплекса;

  • управление бизнесом компетентными наследниками. Учредитель самостоятельно определяет круг лиц из наследников, кто будет участвовать в управлении компанией, а кто будет претендовать только на дивиденды;

  • постепенное ознакомление и подготовка наследников к управлению бизнесом;

  • сохранение и сбережение активов бизнеса в случае наличия личных кредиторов у наследников;

  • и многое другое.

Вопрос наследственного планирования бизнеса сложный, зачастую требует комплексного подхода, используя преимущества того или иного инструмента в зависимости от задач и пожеланий собственника. Полагаем, что наследственное планирование должно быть одним из этапов в общей стратегии планирования и развития бизнеса.

Команда специалистов «Николаев и партнеры» в области частного капитала и структуризации бизнеса была высоко оценена ведущими юридическими рейтингами нашей страны.

проекты

Крупный холдинг из 15 компаний в сфере тяжелой промышленности, сельского хозяйства и медицины

person

Мясникова Юлия Николаевна

Старший партнер, руководитель практики по структурированию бизнеса и созданию личных фондов

ЗАДАЧА

Систематизирование и структурирование принадлежащих клиенту компаний и разнообразных отраслей производства под единое управление.

Разработка механизма наследования холдинга, обеспечив неделимость активов между наследниками.

ЧТО СДЕЛАЛИ

Разработали единую схему управления всеми активами в структуре органов Личного фонда, одновременно решив несколько задач:

  • Разработали механизм формирования органов управления таким образом, чтобы управляющие директора на местах входили в состав как исполнительных, так и управленческих органов фонда в качестве управляющей компании.
  • Предусмотрели механизм и критерии входа в состав органов управления фондом для наследников.
  • Выстроили систему мотивации и поощрения для наследников, стремящихся соответствовать критериям и участвовать в управлении холдингом, а также предусмотрели гарантированные выплаты на содержание наследников, которые не хотят или не соответствуют критериям для участия в управлении фондом.
  • Разработали Положение о выплатах выгодоприобретателям, включающее страховые выплаты, премии, инвестиционные доходы и другие виды выплат.
  • Создали механизм "безболезненного" наследования всех активов в случае ликвидации фонда.

РЕШЕНИЕ

Проект Личного фонда позволил клиенту систематизировать структуру холдинга, создать единую систему управления, а также решить ключевые задачи по привлечению и мотивации наследников к участию в бизнесе.

Важным результатом стало недопущение дробления бизнеса при наследовании активов фонда.

Владелец крупной коммерческой недвижимости

person

Мясникова Юлия Николаевна

Старший партнер, руководитель практики по структурированию бизнеса и созданию личных фондов

ЗАДАЧА

Аккумулирование всех объектов недвижимости в единый центр управления, а также разработка механизма наследования, обеспечивающая наследникам доход без возможности продажи активов или их использования как залога.

Цель — упростить управление активами и обеспечить их сохранность.

ЧТО СДЕЛАЛИ

В рамках проекта:

  • Создали единую управленческую структуру, объединив все активы клиента под управлением Личного фонда, что позволило централизовать управление.
  • Наделили наследников правами управления в фонде, исключив возможность отчуждения или обременения имущества, за исключением особых случаев.
  • Разработали механизм получения дохода, обеспечив всех наследников стабильным доходом от активов, независимо от их участия в управлении фондом.
  • Определили специальные основания для ликвидации фонда (достижение определенного возраста, семейного положения и социального статуса). После наступления этих условий активы будут переданы наследникам согласно воле учредителя.

РЕШЕНИЕ

Проект Личного фонда позволил клиенту упорядочить все активы в единую структуру управления, обеспечив прозрачность и долгосрочную защиту имущества.

Благодаря проекту, был создан надежный механизм наследования, который не только защищает активы от расточительства наследников, но и исключает их использование кредиторами.

Владелец недвижимости и консалтингового бизнеса

person

Мясникова Юлия Николаевна

Старший партнер, руководитель практики по структурированию бизнеса и созданию личных фондов

ЗАДАЧА

Разработка механизма управления в структуре Личного фонда, с передачей объектов недвижимости в имущество фонда и созданием внутри фонда бизнеса по оказанию консалтинговых услуг.

Разработка и внедрение механизма наследования активов и бизнеса, чтобы наследники получили права на активы, а супруга – пожизненное содержание.

ЧТО СДЕЛАЛИ

В рамках проекта:

  • Провели анализ системы управления существующим бизнесом клиента, выявив ключевые риски и возможности для оптимизации.
  • Разработали варианты передачи бизнеса и недвижимости в структуре Личного фонда, учитывая интересы клиента и его семьи.
  • Подготовили заключение по налогообложению, минимизировав налоговые риски при передаче активов в фонд.
  • Смоделировали несколько вариантов структуры органов управления в Личном фонде, обеспечив гибкость и эффективность управления.
  • Подготовили корпоративные документы, включая Устав, Условия управления Личным фондом и другие необходимые акты, соответствующие требованиям законодательства.

РЕШЕНИЕ

Создали уникальную структуру Личного фонда, которая объединяет в себе не только активы, приносящие пассивный доход (аренда, дивиденды и т.д.), но и реальную предпринимательскую деятельность. Впервые в России Личный фонд стал самостоятельным участником рынка, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Это позволяет клиенту эффективно управлять бизнесом, решать задачи наследственного планирования и обеспечить стабильность для наследников и супруги.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОЕКТЫ

специалисты практики

Связаться с нами

Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Москва, Бизнес-центр «Jazz»,
ул. Сущёвский вал, д.49, стр.2, эт.5, оф.507
Вход в центре здания со стороны ТТК