Одобрение сделок M&A в Правкомиссии и у Президента РФ
- Почему нас выбирают по сопровождению таких сделок M&A, как покупка Carlsberg, Балтика, Volvo и Thermon?
- Почему нас выбирают по сопровождению таких сделок M&A, как покупка Carlsberg, Балтика, Volvo и Thermon?
- Специалисты по направлению:
- Работаем с клиентами
- Публикации
- Записаться на консультацию
- Как добраться
- Посмотреть статью в PDF
Почему нас выбирают по сопровождению таких сделок M&A, как покупка Carlsberg, Балтика, Volvo и Thermon?
Одобрение сделки M&A в Правительственной Комиссии и одобрение сделки стратегических компаний у Президента Российской Федерации — являются сложнейшими юридическим задачами.
МКА «Николаев и Партнеры» одни из немногих локальных консультантов, зарекомендовавших себя за 18 лет работы на Российском рынке в сфере корпоративного права.
По сделкам M&A в ПравКомиссии - у нас нет отказов или «зависших» документов у регуляторов. Все сделки, которые мы сопровождаем, получают одобрения. Это происходит, потому что мы предоставляем комплекс услуг, без которых невозможно получить одобрение на сделку. Компетентное юридическое сопровождение сделки любого уровня M&A и профессиональное продвижение интересов клиентов в органах законодательной и исполнительной власти (GR – работа).
МКА «Николаев и Партнеры» прекрасно понимает, что нужен не процесс сдачи документов в ПравКомиссию, а результат в виде одобрения сделки! Исходя из этого постулата мы выстроили систему взаимоотношений с доверителями следующим образом:
- Доверители выплачивают подавляющую сумму за юридические услуги в качестве гонорара успеха, а это значит, что оплата будет происходить исключительно и только после получения результата в виде одобрения Вашей предстоящей сделки в ПравКомиссии.
Кроме того, перед доверителями за свою работу мы отвечаем финансово. Свою профессиональную ответственность МКА «Николаев и Партнеры» страхует на протяжении 18 лет, и за это время не было ни одного страхового случая!
В настоящий момент наша профессиональная ответственность застрахована в СК РЕСО на сумму 300 000 000 рублей. Эта сумма говорит о доверии рынка к профессионализму специалистов МКА «Николаев и Партнеры».
Какие сделки M&A подлежат одобрению?
В Российской Федерации запрещены любые сделки в компаниях, где есть собственник из недружественной юрисдикции или если компания включена в реестр стратегических компаний (в связи с изменением законодательства - включение компаний даже исключительно с русскими бенефициарами стало носить массовый характер).
Что касается иностранцев. По этому поводу с 2022 года сложилась правоприменительная судебная практика, например, решение по делу №А40-288727/2022 от 8 ноября 2023 г.
Неважно какой размер доли (сколько акций) у юридического лица или физического лица, являющегося гражданином страны из недружественной юрисдикции. При этом, наличие паспорта гражданина РФ уже не имеет правового значения. Не имеет значения сумма сделки и тип сделки, направленный на отчуждение: безвозмездная передача, передача в пользование, дарение, купля/продажа, увеличение уставного капитала, выход участника из общества и т.п.
Обращаем внимание, что сделки с так называемым косвенным владением, например, когда заводом на территории России владеет русская компания, которой в свою очередь владеет китайская компания (дружественная юрисдикция), которой в свою очередь владеет компания из Республики Кипр (недружественная юрисдикция) — также запрещены в Российской Федерации!
Исключением является получение одобрения на конкретную сделку в Правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Только в этом случае деньги по сделке можно вывести за рубеж с территории Российской Федерации и на легальных основаниях поменять собственника.
Попытка совершения сделки без разрешения ПравКомиссии — является преступлением, предусмотренным статьей 193.1 УК РФ, и наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, а также, как показывает практика, изъятием всего имущества по сделке в доход государства.
Регламент работы ПравКомиссии и ее требования
Закрепленного в нормативных актах регламента работы Правительственной Комиссии, по которому можно было бы понять сроки прохождения документов, основания отказа и согласовании сделок — не существует.
Именно поэтому оспорить в суде действия ПравКомиссии невозможно. По этому поводу уже сложилась судебная правоприменительная практика, например, дело №33а-926/2024 от 14 февраля 2024 г., где суд прямо указал, что так как не существует нормативного акта, регламентирующего сроки, основания отказа и одобрения сделок, действия ПравКомиссии нельзя признать незаконными в силу отсутствия закона.
Постоянно сотрудничая с департаментами Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина РФ мы понимаем:
-
Как выстраиваются взаимоотношения между органами государственной власти;
-
Какие документы по сделке им нужны для принятия положительного решения при покупке компании из реального сектора экономики и IT;
-
Какие требования они предъявляют к сделке, к продавцу и покупателю.
Основные публичные требования:
- Добровольный взнос 35%, который платится в следующем порядке: 25% сразу, 5% через год и ещё 5% через два года;
- Продавать компанию можно - не дороже 40% от ее стоимости;
- Запрет на продажу долей (акций) по минимальной цене, если она составляет менее 10% от ее реальной стоимости;
- Обратный выкуп компании путем опциона только по рыночной стоимости, независимо от цены первоначальной продажи;
- Проводить оценку бизнеса для предоставления в Правительственную Комиссию могут только организации, рекомендованные Министерством Финансов Российской Федерации. Список рекомендованных компаний размещен на сайте Минфин;
- Оценка должна пройти экспертизу в СРО.
Дополнительные требования:
- Покупатель должен доказать наличие средств на покупку;
- Покупатель должен доказать наличие средств на уплату добровольного взноса;
- Именно Покупатель, из российской юрисдикции, физически перечисляет добровольный взнос на счета Минпромторга;
- Покупатель должен доказать свою компетенцию по управлению покупаемого бизнеса и установить KPI на три года;
- Покупатель должен понимать, что данные, указанные в справке KPI, будут в дальнейшем отслеживаться, как правило — это Минпромторг;
- Покупатель реального сектора экономики должен понимать, что данные, указанные в справке по расчету процента российского материала, используемого в себестоимости товара, будут контролироваться;
- Продавец обязан раскрыть паспортные данные конечных бенефициаров, сделка с указанием в качестве владельца данных только юридического лица имеет не большие шансы на голосование.
Схема движения документов между министерствами:
Как оформить покупку бизнеса, состоящего из нескольких компаний?
Если совокупная стоимость покупаемых компаний превышает 7 000 000 000 рублей, то необходимо получить сначала одобрение ФАС РФ, которая выдает на каждую компанию отдельное разрешение.
После этого (мы как правило делаем параллельно) пакет документов подается в Правительственную Комиссию.
По требованиям ПравКомиссии достаточно заполнить одно заявление на покупку всех компаний, как бизнеса – по одной сделке. По итогу ПравКомиссия в выписке из протокола указывает сразу все компании, которые она разрешает продать как бизнес по одной сделке.
Почему документы «зависают» в Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями?
Назовем самые распространенные причины, которые нам приходилось устранять по ранее поданному без нашего участия пакету документов.
Если пакет документов не соответствует требованиям ПравКомиссии по сделке, не полон, не верно заполнен или сдан не в то Министерство, то такой пакет документов, к сожалению, просто игнорируется. Нередки случаи, когда заявители, подав документы по одним требованиям, существующим на момент подачи, вынуждены были менять существенные условия сделки, так как за время нахождения документов в ПравКомиссии успели поменяться требования к сделке.
С 2022 года мы не просто сдали документы, а провели и получили согласование в нескольких десятках сделок. Неоднократно к нам приходили компании с готовым пакетом документов, и ни один из них не соответствовал требованиям ПравКомиссии.
Последний яркий пример — немецкая компания занимается производством и поставкой станков для ТЭК. Ее документы «висели», то есть не рассматривались, более 6 месяцев. Как мы выяснили, при подаче заявки в ПравКомиссию заявителем были указаны ОКВЭДЫ по его деятельности, которые попадают под компетенцию двух департаментов: ТЭК и тяжелой промышленности. Как следствие, оба департамента не брали документы в работу.
Срок рассмотрения
В большинстве случаев мы получаем одобрение Правительственной Комиссии в течение трех месяцев с момента сдачи документов в Минпромторг.
Налоги
Требования по согласованию сделок в ПравКомиссии — это новеллы в праве, порождающие много правовых вопросов. Среди них вопрос уплаты налогов по требованию статьи 274 НК РФ с разницы между рыночной стоимостью компании и ее покупкой.
Дело в том, что разрешение ПравКомиссии само по себе не является индульгенцией для освобождения от уплаты налогов. Тем не менее, МКА «Николаев и партнеры» получила официальный ответ Минфина от 11.07.2023г. №16-18/076683@, что «…в действующем положении главы 25 Кодекса не регламентированы особенности налогообложения доходов в виде экономической выгоды, возникающей в результате приобретения доли в уставном капитале организации ниже ее рыночной стоимости».
С ответом можно ознакомиться у нас в офисе.
Второй вопрос — определить правовой статус «добровольного взноса», который покупатель обязан заплатить за покупаемую компанию.
МКА «Николаев и партнеры» получила официальный ответ Минфина от 08.05.2024г. №16-17/057875@, что «…налогоплательщик вправе учесть затраты в составе расходов для целей налогообложения прибыли организации, при условии, что они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ. Соответственно такие расходы учитываются как расходы, связанные с приобретением таких активов».
С ответом можно ознакомиться у нас в офисе. Исходя из идеологии ответа, мы предполагаем, что государство оценивает данный сбор как некий дополнительный налог.
Что делать, если получен отказ подкомиссии при Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями?
Формальные причины отказа министерств:
-
Отсутствует полный комплект документов;
-
Документы заполнены по старым образцам;
-
Документы поданы не в то ведомство.
Материальные причины отказа министерств:
-
Некорректно указаны основания для сделки;
-
Покупатель не соответствует требованиям сделки;
-
Отсутствуют данные бенефициаров — продавцов;
-
Неверно посчитан добровольный взнос;
-
Условия в сделке не соответствуют требованиям ПравКомиссии.
Существуют и другие причины отказов, однако указаны наиболее часто встречающиеся на практике.
Если отказ получен на уровне министерства, с ним можно работать: устранить нарушения, указанные в отказе, и повторно обратиться в комиссию.
Важно учитывать, что ПравКомиссия выдает официальное разрешение или отказ на сделку только один раз. В случае получения отказа в виде выписки из протокола заседания подкомиссии при Правительственной комиссии, оспорить решение на данный момент невозможно.
Поэтому крайне важно постоянно поддерживать контакт с представителями министерств, своевременно разъясняя условия сделки исполнителям в каждом департаменте и вносить необходимые правки или дополнения в пакет документов.
Мифы об успешности обхода требований ПравКомиссии
Необходимо развеять мифы:
-
О возможности вывода средств за рубеж и совершения сделок без одобрения подкомиссии при Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
-
О выгоде таких действий для доверителей.
К сожалению, среди крупных юридических компаний распространилась информация о якобы успешных сделках M&A, совершенных в обход требований указов Президента РФ и ПравКомиссии. Эти случаи преподносятся как успехи, где юристы помогли доверителю продать компанию за 100% от ее стоимости и вывести деньги из России в виде дивидендов.
Прежде чем говорить о механизме согласования сделок с ПравКомиссией, необходимо проанализировать последствия таких схем.
Да, физически можно реализовать продажу акций кипрской компании, которая владеет заводом в России. Однако не стоит путать легальность с фактическим выполнением схемы.
Не существует законных способов совершения сделок и вывода средств за рубеж без разрешения ПравКомиссии.
Такие сделки, хотя и могут быть реализованы, являются ничтожными в силу статьи 169 ГК РФ. Это означает, что государственные органы могут взыскать всю сумму сделки в доход государства, а лица, участвующие в сделке, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Государство начало активно реагировать на такие незаконные действия.
Вывод средств без согласия ПравКомиссии несет серьезные риски, которые несопоставимы с возможной выгодой.
Пример: сделка IKEA была оспорена, и компанию обязали выплатить штраф в размере всех выведенных средств — 12,9 млрд рублей в доход государства.
Нет дел, в которых российские суды откажут государственным органам в признании таких сделок ничтожными.
Изучив правоприменительную практику последних лет, можно утверждать, что невозможно законно совершить сделку или вывести средства за рубеж без разрешения ПравКомиссии, в том числе с участием иностранных юрисдикций.
Это касается всех сделок, в том числе встречных и безденежных обязательств. Позиция государства нашла отражение в письме Банка России от 22 апреля 2024 года, где говорится о порядке применения указа Президента РФ № 95 от 5 марта 2022 года.
Соответственно, вся «правовая позиция» юристов, предлагающих обойти ПравКомиссию, строится на предположении, что государство не узнает о сделке. Это неверное предположение.
Во-первых, позиция, основанная на скрытии информации от государственных органов, не является профессиональной и законной.
Во-вторых, вариантов, что государство не узнает о сделке, не существует.
Государственные органы, такие как Генеральная Прокуратура, Банк России, ФТС и ФНС, назначены ответственными за соблюдение валютного законодательства. В их обязанности входит обеспечение экономической безопасности и защита национальных интересов РФ, контроль за репатриацией валюты и возмещение ущерба.
Согласно закону, государственные органы имеют право запрашивать документы, связанные с валютными операциями и банковскими счетами. Эти органы работают в порядке межведомственного взаимодействия и обладают доступом ко всей информации о движении средств. Скрыть операцию невозможно.
Практика уголовного преследования за незаконный вывод средств уже сформирована. Например, по заявлению ФТС возбуждено уголовное дело по факту совершения валютных операций с недостоверной информацией.
Эксперты МКА «Николаев и партнеры» помогу безопасно и выгодно получить согласие на сделку от Правительственной Комиссии по контролю за иностранными инвестициями.
О коллегии
2 офиса
в собственности18лет
стабильно на рынке100+ проектов
успешно реализовано1000+ дел
успешно выиграноМКA «Николаев и партнеры» создана в далеком 2006 году. Мы - сплоченная команда единомышленников. В нашей команде все адвокаты имеют по два высших образования, как правило юридическое и экономическое. Все адвокаты ранее работали в судебных или правоохранительных органах власти. Минимальный стаж работы по профессии наших сотрудников - от 15 лет.