Власти хотят узаконить взнос с продажи бизнесов иностранцами.

«Добровольное обязательство»

Поступления данного взноса соответствуют бюджетной статье «Безвозмездные поступления», подтвердил РБК федеральный чиновник. Правовая природа «обязательства по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет» неясна, отмечает старший партнер юрфирмы Intellect Роман Речкин, поясняя, что деньги перечисляются в бюджет добровольно, но в рамках некоего обязательства. Если это пожертвование (статья «Безвозмездные поступления от негосударственных организаций» может включать добровольные пожертвования), то компания может учесть его в расходах и уменьшить налог на прибыль. Если это обязательный платеж за оказание «госуслуги» — то есть за выдачу разрешения на сделку, то он укладывается в понятие «сбора» из Налогового кодекса (хотя кодекс и запрещает устанавливать налоги и сборы, им не предусмотренные), рассуждает юрист.

Из опубликованных протоколов подкомиссии также непонятно, кто должен уплачивать этот сбор — иностранный продавец бизнеса или российский покупатель. «Формулировка в выписке из протокола довольно расплывчата: не указана сторона, которая должна его уплатить, порядок и сроки уплаты. Полагаем, что, исходя из целей введенных ограничений, обязательство по внесению взноса лежит на продавце доли — иностранном контрагенте, однако здесь может возникнуть ряд организационных и технических сложностей», — говорит исполнительный директор юрфирмы «Двитекс» Жанна Супряга (фирма работает в интересах клиентов, участвующих в сделках по продаже иностранных бизнесов в России). По ее словам, стороны сделки могут в договоре предусмотреть, что данное обязательство исполняет покупатель.

В свою очередь, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев (коллегия тоже имеет опыт по согласованию в правкомиссии сделок по продаже активов нерезидентами) указывает, что сбор платит заявитель, а им может быть как продавец, так и покупатель. «Даже еще в 2022 году и в начале 2023-го мы настоятельно рекомендовали нашим доверителям вместе с пакетом документов подавать гарантийные письма, в которых они в добровольном порядке, как обратившиеся, предлагали уплатить десятипроцентный сбор», — рассказывает он.

Сделки по €1

Вопрос о природе этого сбора остается открытым, соглашается Николаев. «На мой взгляд, он очень похож на скрытый налог при сделке. Как его будет оценивать государство, я не знаю; пока такой оценки нет. Кроме этого, если мы рассматриваем вопрос налогов, там есть другие риски, гораздо более серьезные, которые заключаются в том, что налоговая инспекция имеет право доначислить покупателю налог в связи с тем, что он получил прибыль в виде натуры, которая заключается в том, что он за 50% купил актив, который стоил 100%», — предупреждает юрист, добавляя, что скидка — требование подкомиссии, но в Налоговом кодексе нет статьи, которая освобождала бы от налога в таком случае.

Николаев полагает, что условие об уплате повышенного взноса (от 10% рыночной стоимости) при продаже по цене менее 10% от рыночной стоимости связано с тем, что подкомиссию не устраивают сделки, при которых иностранные компании продают все российские активы за €1 менеджменту с обязательством продать эти доли по первому требованию бывшим собственникам. «Поэтому она [подкомиссия] в качестве дополнительных препятствий и предложила механизм, где налог, или штраф, в размере 10% платится со сделок стоимостью менее 90% от рыночной стоимости активов», — допускает он.



Источник: Издательство «РБК»