«Тольяттиазот» приостановил производство из-за блокады со стороны «Укртрансаммиака»
Российский «Тольяттиазот» (ТоАЗ) на грани полной остановки из-за того, что украинский «Укртрансаммиак» прекратил прокачку продукции завода. С середины декабря ТоАЗ уже потерял полмиллиарда рублей. При этом конкуренты ТоАЗа продолжают пользоваться аммиакопроводом.
Вчера «Тольяттиазот» сообщил, что практически остановил свое производство из-за прекращения транспортировки аммиака. В середине декабря украинская госкомпания «Укртрансаммиак», оператор украинского отрезка аммиакопровода Тольятти — Одесса, прекратила прокачку аммиака с ТоАЗа, причем без предупреждения и обоснования, жалуются представители российского завода. Там также напоминают, что между компаниями действует долгосрочный договор (все обязательства по нему «Тольяттиазот» выполняет).
Поскольку ТоАЗ не может транспортировать свою продукцию (за это время не прокачано более 120 тыс. т аммиака, поставки ведутся только на внутренний рынок), она скапливается на территории завода — все резервные емкости уже заполнены. На данный момент из семи агрегатов по производству аммиака на ТоАЗе работают только два. Полностью остановить их технологически возможно, пояснили на заводе, но это опасно. Поэтому агрегаты работают в холостом режиме и «просто сжигают газ», что ведет к серьезным материальным потерям.
По подсчетам ТоАЗа, его убытки уже превысили 500 млн руб.
По оценке химической компании, «Трансаммиак», который контролирует российский участок аммиакопровода, недополучил около 50 млн руб., российские бюджеты различных уровней — более 100 млн руб. Потери украинской стороны (самого «Укртрансаммиака», Одесского порта, где простаивают крупнотоннажные танкеры, и украинского бюджета) «Тольяттиазот» оценивает в 3,2 млн долл. и более.
При этом, обращает внимание ТоАЗ, транспортировка аммиака других российских и украинских производителей по аммиакопроводу продолжается (опрошенные РБК daily представители россошанских «Минудобрений» и украинских поставщиков проблем с транспортировкой не отметили). «Укртрансаммиак» на письма ТоАЗа с просьбами прояснить ситуацию и на запросы СМИ не отвечает. В Министерстве промышленной политики Украины, которому подведомственна фирма, оперативно на запрос РБК daily не отреагировали.
Несмотря на убытки, в суд ТоАЗ пока не идет.
В компании надеются на скорейшее мирное разрешение конфликта. Юристов этот факт удивляет: «Компании уже давно следовало подать иски, причем как в российский суд (иск о взыскании неустойки, в том числе из-за нарушенного бизнес-процесса, причем с обеспечительными мерами), так и в украинский («о нечинении препятствий», также с обеспечительными мерами), если подсудность не указана в договоре», — комментирует Юрий Николаев из юрфирмы «Николаев и партнеры». В целом, предупреждает эксперт, подобная ситуация может оказаться способом воздействия на акционеров ТоАЗа.