Сделки с иностранным участием. Как на практике происходит работа с Правкомиссией
Из-за отсутствия нормативной базы бизнес неясно представляет, как работает Правкомиссия, и пытается обойти её требования, чтобы провести сделку с иностранным участием. Юрий Николаев, управляющий партнер МКА "Николаев и партнеры" рассказал, с какими расхожими мнениями в работе регулятора сталкиваются предприниматели и юристы. В материале – разъяснения эксперта, как быстро можно получить разрешение, в каких случаях не нужно согласовывать сделку с Правкомиссией и как платить добровольный взнос.
Когда государство ввело контрсанкции и установило, как согласовывать сделки с иностранным участием, предприниматели начали обращаться за разрешением Правкомиссии, хотя не всегда понимали, как она работает. Нередко стороны сделки обращались в Минфин, хотя начинает рассматривать сделки Минпромторг, куда и нужно направить пакет документов. Заявители подавали документы не в том виде или не полностью. Из-за большого объёма работы чиновники могут игнорировать неполные пакеты документов, из-за чего сделки застревают в Правкомиссии. Кроме того, иногда компании руководствуются мифами, которые распространяют недобросовестные лица. Расскажем, какие представления о работе Правкомиссии не обоснованы и чем грозит небрежное отношение к требованиям регулятора.
Компания «Николаев и партнёры» одними из первых в марте 2022 года получила согласие Правкомиссии на сделку M&A и до сих пор не получила ни одного отказа в согласовании сделок. Разберём частые ошибочные представления о том, как работает регулятор. Разъясним, как работает Правкомиссия и как долго рассматривает документы, чтобы выдать разрешение на сделку. Выясним, как можно платить дивиденды и добровольный взнос и что делать, если профильное министерство или Правкомиссия отказали в разрешении на сделку.
Получить согласие Правкомиссии можно за две недели
Пакет документов по сделке рассматривает около 40 чиновников из разных министерств и ведомств. Это примерный расчет, который сделала команда МКА «Николаев и партнеры». В рабочем режиме согласие получают в течение трёх месяцев. Если заявитель получает согласие Правкомиссии через месяц – это исключение из правил и случай редкого везения.
Чтобы получить разрешение Правкомиссии на сделку, стороны готовят пакет документов. Туда прикладывают гарантийные письма о добровольном взносе, справку и расчет о локализации, справку KPI, справку о том, что компания не является стратегическим предприятием, и прочее. Документы подают в Минпромторг. Там их проверяют как минимум в трёх департаментах. Сначала в отраслевом по ОКВЭДу деятельности бизнеса, который является предметом сделки, потом в правовом, а затем в дополнительном третьем, который назначают, чтобы курировать работу предыдущих.
После того, как три департамента рассмотрят документы, которые представил заявитель, они могут проигнорировать пакет документов, запросить дополнительные документы, отказать в согласии на сделку на уровне министерства или направить в Минфин представление о согласии на сделку, где укажут, почему приняли положительное решение.
После Минфина документы изучают как минимум в Минэкономразвития. Там проверяют цену сделки и расчёты по ней. Только после этого пакет документов передают на голосование в Правкомиссию.
Сделки с косвенным участием можно провести без разрешения Правкомиссии
Если конечным бенефициаром является лицо из недружественной юрисдикции, то стороны сделки обязаны получить согласие Правкомиссии. Требование касается в том числе тех сделок, если российскими активами владеет, к примеру, люксембургская компания, а ею – кипрское юрлицо. Степень владения правового значения не имеет. (норма?)
Президент утвердил требования к сделкам с российскими активами в Указе Президента от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами». Минфин дал ответы на некоторые вопросы компаний в разъяснениях от 13.10.2022 № 05-06-14РМ/99138. Ведомство указало, что структура и степень владения российскими активами неважны. Если реальный собственник, который получает доход от таких активов, зарегистрирован в недружественной юрисдикции или осуществляет там свою деятельность, то для сделки потребуется согласие Правкомиссии. Если стороны пренебрегут требованием законодателя, государство может забрать все активы в бюджет.
Нельзя надеяться, что регулятор не узнает о сделке, и пренебрегать согласием Правкомиссии, чтобы защитить иностранные активы. И продавец, и покупатель рискуют потерять весь актив, если идут в обход Правкомиссии.
Можно не сообщать данные бенефициара, если он владеет российскими активами через посредника
Паспортные данные реального бенефициара необходимо сообщать всегда, независимо от степени владения, количества акций или долей, которыми он владеет. Стороны сделки, которым требуется согласие Правкомиссии, должны раскрыть сведения о реальном собственнике, даже если он заключил соглашение об узуфрукте или о номинальном владении или создал трастовый фонд. Единственным объективным исключением признают сделки публичных компаний с акциями, которые разместили на бирже. Стороны в свободной форме сообщают регулятору сведения о том, что разместили пакет акций на определённой бирже. Документы за подписью биржи в таком случае не нужны.
Иностранные партнёры по неизвестной причине опасаются предоставлять свои данные российским властям. Законодатель не требует ничего нового: Правкомиссия предлагает предоставить те же сведения, которые просят иностранные банки, когда к ним обращаются за кредитом.
Подробности читайте в июньском выпуске журнала «Корпоративный юрист» № 6, 2024 года.