Новые методы управления иностранными активами на территории РФ
С 04.09.2023 г. в России вступает в силу ФЗ №470 "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" (далее также –Закон). Впервые в России устанавливаются уникальные правовые механизмы по владению и пользованию иностранными собственниками принадлежащими им акциями/долями отдельной категории юридических лиц.
В данной статье я проанализировал и высказал свою точку зрения, не претендующую на истину в последней инстанции, по практическим аспектам применения нового Закона, руководствуясь искренними намерениями помочь себе и коллегам в поиске ответов на следующие вопросы: на какие организации распространяется данный Закон, какие цели ставит законодатель перед Законом, как это будет реализовано на практике?
На какие организации распространяется этот закон?
Как указано в статье 1 Закона, он распространяется на так называемые компании – ЭЗО (экономически значимые организаций).
Под ЭЗО законодатель понимает экономически значимые организации, включенные в утверждаемый Правительством РФ специальный перечень. Перечень будет содержать реквизиты компаний, состоящих в иностранном холдинге, где доля прямого и (или) косвенного участия превышает 50% или 30% (при условии, что такие лица имели возможность определять решение высшего органа управления), или 20% (если при этом к акционерам (участникам) иностранной компании или к самой ЭЗО недружественными странами применены ограничительные меры блокирующего характера).
Чтобы компанию включили в перечень ЭЗО, она должна соответствовать хотя бы одному условию в каждой из двух групп требований. В первую группу входят условия:
- Объем выручки общества или его группы, в которую оно входит, превышает 75 000 000 000 рублей;
- Количество сотрудников общества или его группы, в которую оно входит, составляет более 4 000 человек;
- Стоимость активов общества или его группы, в которую оно входит, превышает 150 000 000 000 рублей;
- Сумма уплаченных в бюджет РФ налогов общества или его группы, в которую оно входит, составляет не менее 10 000 000 000 рублей.
Во вторую группу критериев входят следующие условия:
- По состоянию на 1 февраля 2022 года общество или его дочка является субъектом критической информационной инфраструктуры (это лица, которым на праве собственности или ином праве принадлежат информационно-телекоммуникационные системы и сети, обеспечивающие взаимодействие государственных органов);
- По состоянию на 1 февраля 2022 общество или его дочка является градообразующей организацией;
- Общество или его дочка внедряет технологии и (или) программное обеспечение для общественно значимых сервисов и услуг и (или) оказывает услуги в сфере информационных технологий или связи;
- Общество или его дочернее предприятие участвует в создании и модернизации высокопроизводительных и (или) высокооплачиваемых рабочих мест;
- Общество или его дочернее предприятие является системно значимой кредитной организацией.
Обращаю внимание уважаемых коллег на пункт № 4. Не поленился – изучил, о чем идет речь. Согласно данным Росстата в Москве по состоянию на 2022 год таких компаний, которые участвуют в создании и модернизации высокопроизводительных и (или) высокооплачиваемых рабочих мест, больше трех миллионов.
В настоящее время в Госдуме РФ находится проект Постановления Правительства РФ "О включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления прав иностранной холдинговой компании в экономически значимой организации" (далее также – Проект), который утверждает порядок принятия Правительством РФ решения о включении российского хозяйственного общества в перечень ЭЗО.
Согласно Проекту, профильный орган (например, Минпромторг), осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности ЭЗО, формирует и предоставляет в Минэкономразвития РФ мотивированное предложение о включении российского хозяйственного общества в перечень ЭЗО. К такому предложению прикладывается проект акта Правительства РФ о включении организации в перечень ЭЗО (далее также – Акт). В Проекте есть список обосновывающих документов для включения компании в ЭЗО, среди прочего там: бухгалтерская отчётность, аудиторское заключение, выписка из ЕГРЮЛ.
В свою очередь, под иностранной холдинговой компанией по смыслу Закона понимается иностранная организация, которая связана с недружественными РФ странами и которой принадлежит не менее чем 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) ЭЗО.
Какие цели ставит законодатель перед Законом?
Создание списка ЭЗО, перехват управления над ними, с целью недопущения остановки и банкротства экономически значимых предприятий, имеющих существенное значения для экономики России
Как Закон будет реализовываться на практикe? Какой суд рассматривает данные дела?
Закон устанавливает исключительную подсудность данной категории дел арбитражному суду Московской области (часть 1 статьи 5 Закона), вне зависимости от места нахождения ЭЗО, заявителя и иных лиц, участвующих в деле. Таким образом, заявления о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в первой инстанции будут рассматриваться исключительно Арбитражным судом Московской области.
Кто может подать заявление в суд?
К лицам, имеющим право обратиться с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав, относятся:
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это Правительством РФ. В соответствии с Проектом такими органами будут являться профильные для конкретного ЭЗО министерства. Полагаю, что в большинстве случаев силу специфики самого государственного органа - будет выступать Минпромторг;
- Акционеры (участники) прямо или косвенно владеющие ЭЗО, независимо от количества принадлежащих им акций/долей;
- Топ-менеджмент ЭЗО;
Возникает вопрос, каким образом лица, косвенно владеющие акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО, должны будут доказать и обосновать свои правомочия на обращение в арбитражный суд с заявлением? Например, должны ли такие лица предоставлять суду информацию, указанную в части 5 статьи 7 Закона? А именно должны ли указанные лица прикладывать к своему заявлению документы, свидетельствующие о владении держателем иностранных ценных бумаг (лицом, действующим в интересах такого держателя) соответствующим количеством ценных бумаг иностранного эмитента, документы, подтверждающие право определять действия в отношении владельца акций (акционера) иностранной компании (владельца ценных бумаг иностранного эмитента), должны ли такие лица предоставлять сведения о доле косвенного владения акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО, а также доказательства о действительности и правомерности своего интереса на защиту своих права в судебном порядке?
Вопрос доказательства в суде косвенного владения пока не урегулирован.
Как следствие, не урегулирован вопрос о том, должен ли арбитражный суд проверять указанные сведения при решении вопроса о принятии заявления к производству, или же указанные сведения проверяются судом уже после принятия заявления к производству в процессе рассмотрения заявления по существу.
Учитывая установленные Законом сокращенные сроки для принятия такого рода заявлений к производству и их рассмотрения, полагаю, что вопрос подтверждения правомочия лица, косвенно владеющего акциями/долями ЭЗО, будет решаться арбитражным судом уже после принятии заявления к производству, на стадии рассмотрения дела по существу.
Вместе с тем, рекомендую косвенным акционерам (учредителям) прикладывать к своим заявлениям в арбитражный суд максимально полный (и доступный в сложившихся обстоятельствах, как указано в пункте 2 статьи 6 Закона) пакет документов, подтверждающих их правомочия на обращение в суд. В случае, если сбор документов затруднен, в заявлении следует указать суду на это обстоятельство в целях исключения оставления заявления без движения. Кроме того, рекомендую рассмотреть второй метод, на мой взгляд, имеющий существенную судебную перспективу – самостоятельно обратится в профильное ведомство с заявлением о подаче документов от имени ведомства в Арбитражный суд Московской области.
Процессуальные сроки.
Уважаемые коллеги, в данном случае часть 6 статьи 5 Закона подменяет часть 1 статьи 127 АПК РФ и устанавливает новые сроки рассмотрения настоящего заявления – 1 день вместо 5 дней.
Далее, в части 7 статьи 5 Закона, указано, что заявление о приостановлении осуществления прав подлежит рассмотрению арбитражным судом не ранее чем через пять рабочих дней и не позднее чем через один месяц со дня принятия указанного заявления без проведения предварительного судебного заседания. В данном случае мы с вами имеем самое быстрое судебное производство в РФ.
Отмечу здесь еще несколько особенностей.
Во-первых, рассмотрение заявлений по существу проводится, минуя стадию предварительного судебного заседания.
Во-вторых, законодателем установлен предельный срок рассмотрения заявления – один месяц. По общему же правилу, срок рассмотрения дел в суде первой инстанции – не более шести месяцев (часть 1 статьи 152 АПК РФ).
Уведомление о подаче заявления.
В части 5 статьи 5 Закона указано, что заявитель направляет иностранной холдинговой организации по последнему известному заявителю адресу (в том числе по адресу электронной почты) уведомление о подаче заявления о приостановлении осуществления прав. Такое уведомление считается доставленным через пять дней со дня направления заявителем такого уведомления.
По общему же правилу лицо, обращающееся в суд с заявлением, должно направить (и/или вручить) лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 АПК РФ).
Также в Законе прямо не сказано, должен ли заявитель направлять копии заявления иным лицам, участвующим в деле (ЭЗО и ее акционерам(участникам)), указанным в ч. 4 ст. 5 Закона. Полагаю, что из системного толкования рассматриваемого Закона во взаимосвязи со статьей 126 АПК РФ, направлять копию заявления лицам, участвующим в деле, все же нужно во избежание оставления заявления без движения. При этом иностранной холдинговой организации достаточно направить только уведомление о подаче заявления.
Досудебный порядок урегулирования для данной категории дел ни АПК РФ, ни Законом не предусмотрены.
Порядок исполнения решения арбитражного суда.
Согласно части 17 статьи 5 Закона решение арбитражного суда о приостановлении осуществления прав подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном АПК РФ. Обжалование решения арбитражного суда первой инстанции о приостановлении осуществления прав не приостанавливает исполнение такого решения.
Кроме того, в части 5 статьи 6 Закона указано, что особенности осуществления иностранной компанией принадлежащих ей корпоративных прав в отношении ЭЗО, устанавливаются на срок, определенный судебным актом арбитражного суда, но не более чем по 31 декабря 2024 года включительно.
Последствия вынесения арбитражным судом решения о приостановлении осуществления прав указаны в части 1 статьи 6 Закона.
Так, со дня вынесения арбитражным судом решения о приостановлении осуществления иностранной компанией корпоративных прав в отношении ЭЗО наступают следующие последствия:
- Иностранная компания не имеет права голосовать при принятии общим собранием акционеров (участников) ЭЗО решений, принимать участие в заседаниях общего собрания акционеров (участников) ЭЗО и требовать их созыва, а также осуществлять иные права, вытекающие из участия в ЭЗО;
- Иностранная компания не имеет права распоряжаться принадлежащими ей акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО;
- Выплата дивидендов (распределенной части чистой прибыли) по акциям (долям в уставном капитале) ЭЗО в пользу иностранной компании не осуществляется;
- Иностранная компания не пользуется преимущественным правом приобретения (покупки) акций (доли или части доли в уставном капитале) ЭЗО, принадлежащих другим акционерам (участникам), в случае их отчуждения третьим лицам;
- Акции (доли в уставном капитале) ЭЗО, принадлежащие иностранной компании, переходят к ЭЗО;
- Для лиц, указанных в части 1 статьи 7 Закона (косвенных акционеров), возникает обязанность вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО.
Примечательно, что по заявлению самой ЭЗО и иных заинтересованных лиц арбитражным судом может быть принято решение о разрешении совершения отдельных сделок и действий в качестве исключения из применения мер, установленных в связи с приостановлением осуществления прав, при условии, что такие сделки и действия не могут привести к нарушению бесперебойного функционирования (деятельности) ЭЗО (часть 2 статьи 6 Закона).
Госпошлина за подачу заявления в арбитражный суд.
В законе нет отсылки к норме НК РФ, определяющей размер госпошлины за подачу такого рода заявлений.
Вместе с тем подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера уплачивается государственная пошлина 6 000 рублей. Данная норма распространяет свое действие, в том числе, и на заявления о приостановлении осуществления иностранной компанией корпоративных прав в силу части 1 статьи 225.2 АПК РФ, так как дела по корпоративным спорам рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства. Следовательно, при обращении в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной компанией корпоративных прав заявителю необходимо уплатить госпошлину в размере 6 000 рублей.
Полагаю, что данная точка зрения, возможно, является спорной, поскольку такого рода заявления по своей природе являются специфичными, не подразумевающими наличие корпоративного спора как такового.
Последствия принятия Закона для иностранных холдинговых компаний.
Особенности осуществления иностранной компанией принадлежащих ей корпоративных прав в отношении ЭЗО, устанавливаются на срок, определенный судебным актом арбитражного суда, но не более чем по 31 декабря 2024 года включительно.
Вместе с тем в части 1 статьи 8 Закона установлено, что арбитражный суд по заявлению участника (акционера) ЭЗО вправе принять решение о возобновлении осуществления корпоративных прав, принадлежащих иностранной компании, до истечения срока, установленного вступившим в законную силу решением арбитражного суда о приостановлении.
При этом в части 2 этой же статьи указано, что после истечения срока, на который осуществление иностранной компанией корпоративных прав в отношении ЭЗО было приостановлено, или принятия арбитражным судом решения о возобновлении осуществления корпоративных прав, принадлежащих иностранной компании, акции (доли в уставном капитале) ЭЗО, которые не были распределены между лицами, вступившими в прямое владение соответствующими акциями (долями в уставном капитале), возвращаются иностранной компании при условии, что такой компании не была выплачена компенсация, предусмотренная частью 15 статьи 7 Закона.
Таким образом, из совокупного толкования норм Закона следует, что выплата иностранной компании компенсации в размере рыночной стоимости акций (долей) ЭЗО, которые не были распределены между лицами, вступившими в прямое владение соответствующими акциями (долями), фактически прекращает права иностранной компании на эти акции (доли) таким образом, что в будущем, после снятия ограничений на распоряжение корпоративными правами, такие акции (доли) будут продолжать учитываться в качестве собственных акций самой ЭЗО.
Порядок определения размера и выплаты компенсации установлен Проектом Постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации иностранной холдинговой компании в связи с приостановлением осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации" (далее также – Проект о порядке выплаты компенсации).
Согласно указанному документу, размер компенсации определяется на основании количества акций (долей) ЭЗО, перешедших к ней, за вычетом количества акций (долей), которые распределены между лицами, вступившими в прямое владение.
В п. 4 Проекта о порядке выплаты компенсации указано, что компенсация выплачивается в соответствии с ч. 15 ст.7 Закона денежными средствами с соблюдением особого порядка осуществления (исполнения) сделок (операций), установленного Президентом РФ в соответствии с ФЗ от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств".