Иностранный собственник требует дивиденды. Что должен знать юрист, чтобы защитить руководство компании

Иностранные собственники настаивают на том, чтобы компании вывели их дивиденды в недружественную юрисдикцию. Руководители юридических служб обеспокоены, что этим могут нарушить требования Правительственной комиссии. Юрий Николаев, управляющий партнер МКА «Николаев и партнеры», рассказал, какие методы чаще всего использует бизнес, чтобы иностранный собственник получил свои дивиденды. В статье автор подробно разобрал, что не учитывают и чем рискуют компании. Эксперт проанализировал практику и указал, каких ответных действий стоит ожидать от властей.

Иностранный собственник требует дивиденды. Что должен знать юрист, чтобы защитить руководство компании.

Десять лет лишения свободы грозит ответственным лицам компании, если они подадут в банк подложные документы, чтобы совершить валютную операцию. На нарушения закона бизнес толкают иностранные владельцы, которые требуют свои дивиденды. Они предлагают заключить фиктивный договор займа или раздробить дивиденды, чтобы вывести их за границу. Команда коллегии МКА «Николаев и партнеры» работают с обращениями топ-менеджеров компаний и руководители юридических департаментов, которые обеспокоены такими требованиями и хотят избежать рисков. Если организация уступит, то может нарушить положения Указов Президента, которыми государство обеспечивает контроль над валютными операциями.


Рассмотрим, чем опасны разные методы выводов дивидендов в иностранную юрисдикцию и как на такие действия смотрит государство. Разберём, как относиться к дивидендам и займам, если их необходимо перечислить в недружественную юрисдикцию. Проанализируем сложившуюся практику и определим, каких ответных мер ждать от властей.

Правкомиссия запрещает ежемесячные транзакции. 

Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций заявляет, что согласовать ежемесячные выплаты дивидендов невозможно. Однако иностранный собственник может настаивать, чтобы общество сохранило прежний объём дивидендов и перечисляло деньги ежемесячно. Компании фиксируют это в протоколе собрания. Тогда бизнес разбивает дивиденды на ежемесячные переводы по 10 млн рублей, чтобы вывести их за границу. Деньги также могут выводить через несколько юридических лиц. Так компании пытаются обходить ограничения, которые установил президент в Указе Президента от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», далее – Указ Президента № 95.

Однако Правкомиссия указала, что согласовать выплату прибыли можно не чаще одного перечисления в квартал (пп. 2 п. 2 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии от 22.12.2022 № 118/1). Комиссия учитывает выплаты дивидендов за прошлые периоды и основывается на ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В нём законодатель допустил, что общество может распределять прибыль не чаще чем раз в квартал.

Власти воспримут дробление дивидендом как схему с дроблением бизнеса.

Раньше предприниматели создавали несколько организаций вместо одной крупной, чтобы уменьшить налог. Так бизнес мог платить налоги по льготному принципу. Юристы не видели рисков в такой схеме. Однако государство дало правовую оценку такому подходу, когда не досчиталось в бюджете недополученной налоговой прибыли. В судебную практику ввели термин «незаконное дробление бизнеса». Сейчас такие действия следственные органы и суды считают уклонением от уплаты налогов и сборов, то есть, преступлением (ст. 199 УК).

Полагаем, что власти выберут такой же подход, чтобы оценить действия предпринимателей, которые нарушают требования Указа Президента № 95. Чтобы определить значимые обстоятельства и размер ущерба, необходимо опираться на практику. Многовероятно, что государство введёт новый термин: «незаконное дробление обязательств с целью уклонения от выполнения требований валютного законодательства». Компании, которые отражают дробление дивидендов на ежемесячные платежи в протоколе общего собрания акционеров или решении учредителя, облегчат задачу следствию. Такие перспективы связаны с тем, что государство развивает валютное законодательство. Законодатель ужесточает требования, по которым компании могут получить разрешение Правительственной комиссии для вывода денег за рубеж.

Сейчас уклонение от уплаты налогов считают преступлением средней тяжести (ст. 199 УК). За нарушения валютного законодательства компании понесут более суровое наказание. Такое преступление законодатель считает тяжким. Суд может назначить лицу, которого признает виновным, наказание в виде лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей либо в размере дохода за пять лет (ст. 193.1 УК). 

##вынос##

Какими нормативными актами изменили регламент валютных операций

·         Указ Президента от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»,

·         Указ Президента № 95

·         Указ Президента от 18.03.2022 № 126 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования»,

·         официальное разъяснение Банка России от 20.05.2022 № 6-ОР «О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».

ЦБ предупредил, что нельзя подменять термин «обязательство» понятием «транзакция».

Иногда компании оправдывают свои действия тем, что подменяют правовой термин «обязательство» понятием «транзакция». Однако Центробанк разъяснял, как применять некоторые Указы Президента РФ о мерах экономического характера.

Мы проанализировали правовые акты, которые должен учитывать бизнес, и разъяснения Банка России. Как следует из нормативных актов, под обязательствами, которые должники имеют перед иностранными кредиторами, подразумевают все обязательства в совокупности перед всеми иностранными лицами в календарный месяц. Должники обязаны следовать требованиям Указа Президента № 95, если такие обязательства превышают 10 млн рублей.

По общему правилу, чтобы выполнить обязательство, должник совершает в пользу кредитора определённое действие или воздерживается от действия. Кредитор же вправе требовать от должника, чтобы тот исполнил обязанности (ст. 307 ГК). Однако президент ввёл дополнительные требования, чтобы переводить крупные суммы за границу. Им следует компания, если протокол общего собрания установил, что она должна выплатить иностранному лицу дивиденды в сумме более 10 млн рублей. Выводить такие деньги необходимо с разрешения Правительственной комиссии. 

Перечислять валюту через договоры займа нельзя.

Компании не вправе перечислять нерезидентам валюту по договорам займа. Запрет касается всех иностранных лиц, а не только тех, кто совершает в отношении страны или конкретных лиц недружественные действия (пп. «а» п. 3 Указа Президента от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»).

Однако иногда организации подписывают договоры займа, чтобы обосновать вывод денег в недружественную юрисдикцию. По условиям таких сделок российское юрлицо обязуется выплатить заём за иностранных владельцев или третьих лиц из недружественных стран. В другом случае по договору заём получает компания из недружественной юрисдикции. Чтобы погасить заём, она передаёт доли акций иностранных компаний в собственность российского юрлица.

Президент уточнил, что при особых условиях резиденты могут предоставлять нерезидентам валюту по договорам займа (пп. «б» п. 1 Указа Президента от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»). Для этого они должны получить разрешение Правительственной комиссии. Как и в случае со сделкой по выводу дивидендов, такое условие применяют только к сделке по займу, если заёмные обязательства в совокупности превышают 10 млн рублей. Если размер заёмных обязательств меньше, согласовывать сделку с Правительственной комиссией не нужно. 

Продолжение читайте по ссылке : КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ №3